Человек-Alibaba
Китайские компании все активнее выходят на международный рынок практически во всех сферах экономики. Несмотря на то, что в последнее время рост китайской экономики не такой бурный, как в прежние годы, ее по-прежнему можно назвать одной из самых сильных. Такому положению дел Китай обязан не в последнюю очередь таким предпринимательским талантам, как основатель Alibaba Джек Ма.
50-летний китаец занимает прочное место в мировом списке самых богатых людей с состоянием в $12 миллиардов. Ма основал b2b-площадку в 1999 году с $60 тысяч в кармане, а сейчас капитализация Alibaba Group (Alibaba.com, Taobao.com, Alipay.com и тд.) превышает $150 миллиардов. Компания контролирует 80% китайского рынка e-commerce, доставляет почти 60% торговых посылок в стране и генерирует 2% ВВП.
Детство Джека Ма пришлось на период Культурной революции в Китае, семья будущего предпринимателя терпела гонения, так как родители были музыкантами — преследуемой интеллигенцией. Подростком Ма регулярно посещал гостиницу провинциального Ханчжоу, где заводил дружбу с туристами и учил английский, который увлекал его с детства. После нескольких безуспешных попыток получить высшее образование Ма стал преподавателем английского в местном университете и в течение нескольких лет работал за $12 в месяц. Торговый и экспортный бум в Китае начала 1990-х позволил ему запустить собственное бюро переводов. Так в 1995 году по рабочим делам он попал в США и, как он сам выражается, «узнал о существовании интернета». Новинка стала вторым увлечением Ма: вернувшись в Китай, он основал China Pages — аналог «Желтых страниц».
Первая китайская интернет-компания оказалась никому не нужной — ни пользователям, ни правительству, которое предприниматель хотел убедить в перспективности Сети, — и вскоре закрылась.
Опередившему время Ма пришлось вернуться к преподаванию. Все изменилось в 1999 году, когда Ма случайно встретился с сооснователем Yahoo! Джерри Янгом, который воодушевил его на новый проект. Вскоре Ма вместе с 17 друзьями в родном Ханчжоу основал Alibaba.
Вместо того чтобы копировать западные аналоги, Ма придумал свою бизнес-схему: Alibaba должна была помочь малым и средним компаниям из Китая найти покупателей. Она сработала, и к следующему лету Ма привлек $25 млн от инвесторов. Правда, безубыточной компания стала лишь в 2002 году. Ма в какой-то степени олицетворяет общее мнение о китайцах, как о природных фанатах работы.
В одном из интервью он заявил: «Я считаю, что важны лишь дела, и главной обязанностью человека должно являться стремление быть ответственнее и трудолюбивее других. Возможности отдельного человека не всегда имею определяющее значение — куда важнее настрой и отношение к делу. Не позволяйте вашим коллегам и сотрудникам работать просто над заданием руководителей. Вместо этого пусть они работают над общей целью».
Комментарии